Как быть с патриотизмом в отдельно взятой стране

1 Comment

… если бы была президентом или хотя бы директором школы. Такая немного больная уже тема в последнее время. Я давно обдумывала ее, сейчас попытаюсь выразить. Воспитать патриотизм в целом как-то сложно, ведь патриотизм – это любовь. А любовь не поддается воспитанию.

Если бы я была президентом, то для начала приняла бы закон об образовании, который подразумевал обязательное знакомство в школах и вузах с миром, бытом и духом как своей страны, так и других стран на планете Земля. То есть недостаточно мне было бы географии как таковой, обязательно это был бы предмет, включающий и психологию, и этнографию. Называлось бы как-нибудь Народострановедение. Географию в этом случае можно было бы упразднить, так как она бы влилась рекой в общий океан. И историю, наверное, тоже до кучи. В школе были бы обязательными в рамках этого предмета (народострановедения) поездки по городам России, а в вузах – поездки в другие страны. На мой взгляд, научиться ценить свою родину можно осознанно, сравнив ее с другими. Любить ее можно не сравнивая, просто потому, что здесь родился, – так и происходит с нами всеми обычно. Даже если человек считает себя космополитом, ему дорога та страна, в которой он родился и, скорее всего, вырос. Если человек не невротик, то и эмигрировав, он унесет с собой нежность и любовь к своей стране.

Но ценить свою родину трудно, не зная точно, за что можно ценить. И чтобы узнать это, надо видеть, а не просто читать и верить в то, что преподносят СМИ. И читать не только СМИ, а лучше уж книги писателей, которые поднимали вопросы национальной идентичности в разных странах. Воспитание патриотического духа с помощью шовинизма, плохого знания других стран, других наций выглядит странно. Мы должны не преклоняться перед иностранцами, но мы можем знать их и понимать, понимать наши общие места и наши отличия. Общего у людей всей планеты много. Но есть и различия. И это понимание позволяет уважать друг друга, зная и любя свою страну.

Отдельным предметом я бы сделала и знания о своей стране. Знать себя, свои корни, свое сознание и подсознание, сформированные языком, ландшафтом, окружением – как фундамент, на котором легче строить свою жизнь. И как отправная точка к знанию всего остального мира. Найти сначала себя, а потом и других. На уроках дети узнавали бы не только вехи истории, географически важные точки страны, но и основы русского характера, русский вклад в общемировое развитие, чем мы обогатили, а чем сами обогатились. Мне в детстве очень хотелось увидеть, как работает кузня, гончарная мастерская и тому подобные вещи.

Получается, я выступаю за такое объединение вместо разбития на предметы История, География, МХК, каждый из которых создает как будто несколько разрозненную картину одних и тех же стран на разных уроках. Не должно быть на этих уроках штампов – русские непонятны западу, русские широки душой, русские религиозны. Религиозны все народы, но каждый по своему. Непонятны друг другу все, но только тогда, когда мы отказываемся признавать право других быть собой.

Закрытие границ, на мой взгляд, может воспитать только нетерпимость, неуверенность в себе и неприятие любой другой точки зрения, отличающейся от твоей. Если человек может ездить, видеть другие страны, сравнивать, он понимает, что в общих бедах и радостях весь мир един, что люди похожи, могут говорить об одном на разных языках, что русские действительно открытые и гостеприимные, а какая-то нация более сдержанна, какая-то более терпелива или более педантична… и насколько это всё неважно, когда ты разговариваешь с конкретным человеком. Который несет в себе и отпечатки национальные, и все же является неповторимой личностью. На уроках Народострановедения студенты вузов узнавали бы, что у России и других стран есть почти идентичные проблемы, а есть другие проблемы, которые нам и не снились. Кроме поездок в другие страны, можно предложить еще приглашения в аудитории представителей разных народов и разговор с ними об их стране.

Я люблю и хочу знать лучше. Как можно годами любить, не зная? Не видя основ, не ощущая характера, не открывая сокровенное?

Сейчас гораздо легче стало путешествовать по миру, но опрос 2011 года показал, что 79% россиян никогда не были за границей. И очень многие не стремятся, по моим наблюдениям. Мне, как человеку, считающему своим домом всю планету, кажется, что это замечательно – уезжать и возвращаться на свою родную землю, в Россию. А как думают те люди, которые не хотят узнавать другие страны? Может, действительно некогда ездить, надо у себя порядок наводить?

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

0

One Response to “Как быть с патриотизмом в отдельно взятой стране”

  1. Зоя

    Вообще-то в школах предусмотрены интегрированные уроки. Весь вопрос в том, что проводить их некому, для этого необходимо сначала подготовить людей и создать им условия для работы. без этого самые лучшие программы работать не будут.

    Ответить

Leave a Reply